Исследователи из UI считают, что специфический побочный эффект этих препаратов нацелен на биологический дефект, общий для DLB и болезни Паркинсона, а также для других нейродегенеративных заболеваний, что повышает вероятность их широкого потенциала для лечения различных нейродегенеративных состояний.
«Заболевания, такие как деменция с тельцами Леви, болезнь Паркинсона или болезнь Альцгеймера, являются изнуряющими, и у нас действительно нет хороших методов лечения, которые могли бы изменить течение заболевания. Мы можем лечить симптомы, но не можем замедлить саму болезнь», — объясняет ведущий автор исследования, доктор Джейкоб Симмеринг, ассистент профессор внутренней медицины в UI.
«Одной из самых захватывающих вещей в этом исследовании является то, что мы обнаруживаем тот же нейропротективный эффект, который видели при болезни Паркинсона. Если существует широко защитный механизм, эти лекарства могут потенциально использоваться для управления или предотвращения других нейродегенеративных заболеваний».
DLB является нейродегенеративным заболеванием, вызывающим значительное и быстрое когнитивное снижение и деменцию. Хотя это заболевание менее распространено, чем болезнь Паркинсона, DLB поражает около одного из 1000 человек в год и составляет от 3 до 7% всех случаев деменции. Поскольку старение является ключевым фактором риска для DLB, вероятно, что заболевание станет более распространенным по мере старения населения.
Для нового исследования исследователи из UI использовали большую базу данных информации о пациентах, чтобы идентифицировать более 643 000 мужчин без истории DLB, которые начали принимать один из шести препаратов, используемых для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы (увеличенной простаты).
Три препарата, теразозин, доксазозин и альфузозин (Tz/Dz/Az), имеют неожиданный побочный эффект; они могут усиливать производство энергии в клетках мозга. Предклинические исследования предполагают, что эта способность может помочь замедлить или предотвратить нейродегенеративные заболевания, такие как PD и DLB.
Другие препараты, тамсулозин и два ингибитора 5-альфа-редуктазы (5ARI), финастерид и дутастерид, не увеличивают производство энергии в мозге и, следовательно, служат хорошим сравнением для проверки эффекта препаратов Tz/Dz/Az.
Затем команда следила за данными о этих мужчинах с момента начала приема лекарств до момента, когда они покинули базу данных или у них развилась деменция с тельцами Леви, в зависимости от того, что произошло раньше. В среднем, за мужчинами наблюдали около трех лет.
Поскольку все участники были выбраны для начала приема препаратов для лечения одного и того же состояния, исследователи полагали, что мужчины, вероятно, были схожи друг с другом в начале лечения. Исследователи также сопоставили мужчин, используя оценочные баллы для таких характеристик, как возраст, год начала приема лекарств и другие заболевания, которые у них были до начала лечения, чтобы еще больше уменьшить различия между группами.
«Мы обнаружили, что мужчины, принимавшие препараты Tz/Dz/Az, были менее склонны к развитию диагноза деменции с тельцами Леви», — говорит Симмеринг. «В целом, мужчины, принимающие препараты типа теразозина, имели примерно на 40% ниже риск развития диагноза DLB по сравнению с мужчинами, принимающими тамсулозин, и примерно на 37% ниже риск по сравнению с мужчинами, принимающими ингибиторы 5-альфа-редуктазы».
Это было наблюдательное исследование, и поэтому результаты показывают только связь между приемом препаратов Tz/Dz/Az и сниженным риском развития DLB, а не причинно-следственную связь.
Кроме того, исследование включало только мужчин, так как препараты прописываются для проблем с простатой, что означает, что исследователи не знают, будут ли эти выводы применимы к женщинам. Однако Симмеринг и его коллеги воодушевлены потенциалом этих препаратов, которые уже одобрены FDA, недорогие и безопасно используются в течение десятилетий.
«Если теразозин и аналогичные ему препараты могут помочь замедлить это прогрессирование—если не полностью предотвратить заболевание—это будет важно для сохранения когнитивной функции и качества жизни людей с DLB», — заключает Симмеринг.