Ожирение — это чрезмерное накопление жира вследствие хронического и избыточного потребления энергии относительно её расхода. Ожирение связано с различными заболеваниями, включая диабет 2 типа, гипертонию, сердечно-сосудистые заболевания и несколько типов рака.
С ростом распространенности ожирения исследователи оценивают, что к 2035 году около четырех миллиардов людей могут стать страдающими ожирением. Таким образом, профилактика ожирения является важной областью исследований для общественного здравоохранения.
Существует три типа жировой ткани: белая жировая ткань (WAT), коричневая жировая ткань (BAT) и бежевая жировая ткань. WAT является важным источником триацилглицерина (TAG), конечного продукта переваривания жиров после избыточного потребления энергии.
BAT и бежевая жировая ткань метаболически активны и позволяют энергии уходить в виде тепла. Это тепло производится за счет неокислительного разобщения, что в свою очередь приводит к повышенному усвоению глюкозы жировыми клетками и усиленному метаболизму липидов. Таким образом, активация этих форм жировой ткани может быть важна для устранения метаболического дисбаланса при ожирении.
«Уменьшение количества WAT и увеличение количества BAT имеет решающее значение для ускорения метаболизма липидов и предотвращения ожирения».
Масла в рационе человека
Масла являются важным источником незаменимых жирных кислот, витаминов и других жирорастворимых питательных веществ. Однако чрезмерное потребление масел в пище увеличивает риск ожирения.
Диацилглицерин (DAG) содержится в небольших пропорциях в натуральных маслах. Он был предложен как здоровая замена маслу, богатому TAG, потому что DAG не преобразуется в TAG или TAG-хиломикроны, которые связаны с ожирением.
TAG преобразуется в хиломикроны в тонком кишечнике, и они накапливаются в жировой ткани. В сравнении, DAG обеспечивает энергию и регулирует метаболизм жиров, улучшая чувствительность к инсулину, регулируя уровни липидов в крови и уменьшая висцеральный жир.
DAG также может снижать риск аномальных тромбов и некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, таких как высокий уровень глюкозы и липидов. Кроме того, DAG улучшает переваривание жиров, способствуя высвобождению жирных кислот в кишечнике.
Рапсовое масло является основным растительным маслом в Китае и состоит из ненасыщенных жирных кислот. RDG, таким образом, готов заменить обычные растительные масла, включая рапсовое масло, в продуктах, богатых маслами. Это стало мотивацией для текущего исследования, которое сравнило эффективность RDG с рапсовым триацилглицериновым маслом (RTG) по параметрам, связанным с ожирением, и клиническим синдромам у мышей с ожирением.
О исследовании
Текущее исследование сравнивает уровни глюкозы в сыворотке у мышей с ожирением в испытании с высоким содержанием жиров в рационе. В группе RDGM мышей кормили диетой с высоким содержанием жиров (HFD) в течение восьми недель, после чего в течение 12 недель они получали RDG, с 45% от общей энергии из RDG масла.
Для группы RTGM, включающей мышей, которые также кормились HFD в течение восьми недель, после чего 12 недель получали RTG. Контрольная группа получала контрольную диету в течение 20 недель, группа с высоким содержанием жиров (HFD) и группа RDG, получавшая диету RDG в течение 20 недель, также были включены в анализ.
Все группы, кроме контрольной, получали 45% своей энергии из масла. Через восемь недель все группы показали среднее увеличение массы тела на 20% по сравнению с контролем, что указывает на достижение ожирения.
Преимущества RDG для мышей с ожирением
Мыши с ожирением в группе RDGM имели более низкие уровни глюкозы натощак, чем в группе RTGM. Уровни кетонов в крови также снизились, что указывает на снижение метаболической нагрузки. Уровни триглицеридов в сыворотке в группе RDGM были также на 26% ниже, чем в группе RTGM.
Группа RDGM показала значительно более медленный прирост веса по сравнению с группой RTGM. Мыши из групп RDGM и RDG также показали снижение индекса WAT и стали худее, чем мыши из группы RTGM.
Размер печени у мышей из группы RDG был похож на контрольные, в то время как у мышей из группы RTGM были самые большие печень, за которыми следовали мыши из группы RDGM. Структура печени показала благоприятные изменения после вмешательства RDGM по сравнению с RTGM, что указывает на улучшение метаболизма липидов как в кишечнике, так и в печени. Уровни триглицеридов были снижены у мышей из группы RDGM по сравнению с группой RTGM, однако уровни липопротеинов высокой плотности (HDL) и общего холестерина были схожими.
Транскрипционные эффекты
В группе RDGM также были наблюдены транскрипционные эффекты. Было замечено снижение экспрессии генов рецепторов, активируемых пролифераторами пероксисом γ (PPAR-γ) и диацилглицерин ацилтрансферазы (DGAT), которые связаны с накоплением жира, в кишечнике и печени. В частности, экспрессия PPAR-γ в печени и кишечнике была снижена на 22% и 7% соответственно, по сравнению с почти 40% и 47% для DGAT соответственно.
Расщепление жиров в BAT оставалось неизменным, с небольшими изменениями в экспрессии липолитических генов. Это наблюдение предполагает, что изменения в экспрессии адипогенных генов, вызванные RDG, приводят к снижению белых жировых отложений с меньшими размерами жировых клеток.
Потребление RDG было связано с большей микробной разнообразностью кишечника. Изменения в различных видах могут улучшить метаболизм липидов, что приводит к благоприятным эффектам.
Заключения
Диетическое вмешательство RDGM у мышей с ожирением было связано с благоприятными эффектами, включая улучшение телосложения, снижение индексов, связанных с ожирением, более разнообразный микробиом кишечника, ограничение адипогенеза и улучшение метаболизма липидов в нескольких ключевых тканях.
Поскольку RDG имеет потенциал для уменьшения повреждения печени и регулирования метаболизма холестерина, это отношение предполагает, что потребление RDG может регулировать метаболизм липидов.