^
A
A
A

Роль поцелуя в сексуальном взаимодействии

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 19.10.2021
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Первобытные люди облизывали друг друга, чтобы восполнить недостаток соли в организме. Но наши непосредственные предшественники на эволюционной лестнице - обезьяны - с этой целью вовсе не лижут друг друга, а собирают кристаллы соли руками (так же, впрочем, как ищут блох).

С другой стороны, именно у человека в связи с особенностями питания и возникновением речи повышается значимость оральной зоны. Ее слизистые оболочки обладают большей по сравнению с поверхностью кожи чувствительностью, а находящиеся в них нервные окончания значительно меньше защищены. Здесь оральная зона схожа с анальной и вагинальной - в отношении всех трех зон возникает одинаковый половой символизм: это закрытые "отверстия", добровольное проникновение в которые есть акт интимной близости, "отдавание себя", а на-сильное ведет к моральной и социальной стигматизации. Недаром в истории культуры вагина часто уподобляется рту, который должен "пожрать" человека; известен средневековый термин "vagina dentata" - зубастое лоно.

Этой же значимостью оральной зоны объясняется обычай в знак почтения к человеку или святыне прикасаться к ним именно губами и, наоборот, принудительное целование того, что в данном обществе целовать не принято - что практически приравнивается к изнасилованию (вспомните знаменитое требование Тиля Уленшпигеля поцеловать его "в те уста, которыми он не говорит по-фламандски" - это крайняя степень оскорбления).

Попробуем разобраться, является ли роль поцелуя в сексуальном взаимодействии также культурно-символической или она обусловлена некими физиологическими причинами. В пользу последнего говорит целая библиотека всевозможных руководств, созданных в разные времена и у разных народов.

Десятая глава "Камасутры" называется "О различии поцелуев" и предписывает целовать "лоб, локоны, щеки, грудь, соски, губы, внутреннюю часть рта... место соединения бедер, подмышки, низ живота" - все это проделы-вается, "когда женщина еще не доверчива и не охвачена влечением... чтобы возбудить влечение".

Два последующих столетия напрочь лишают поцелуй ореола святости, он становится исключительно способом стимуляции сексуального возбуждения. "Поцелуй возбуждает похоть, желание слить двух в одно". Искусство целовать в эпоху рококо не уступает в изощренности "Камасутре". Обширная литература трактует о "флорентийском поцелуе" ("берут особу за оба уха и целуют"); "девичьем" (состоящем в целовании грудей и ореолов сосков); влажном (означающем, что целующий "обуреваем желаниями"); и, наконец, знаменитом "французском", при котором соприкасаются языки, - "женщины, склонные к любви, предпочитают такого рода поцелуй".

Еще более "выпрямили" связь между поцелуем и половым актом китайцы. Поцелуи, не ведущие к дальнейшим сексуальным действиям вплоть до оргазма, они считали оскорблением начал Инь и Ян. Первые европейцы, начавшие селиться в Шанхае, повергали местных жителей в недоумение тем, что приветствовали друг друга поцелуем. Если муж целовал жену, то вслед за этим ему, по представлениям китайцев, следовало извлечь "яшмовый черенок" и поместить его,в "нефритовую беседку". Уж вовсе бесцельными сексуальными приготовлениями представлялись жителям Поднебесной поцелуи в щеки, которыми, к примеру, два француза награждали друг друга при встрече.

Доказательством "биологичности" поцелуя можно считать нравы горных арапешей (Новая Гвинея), описанные выдающимся этнографом Маргарет Мид. У арапешей нет поцелуев, однако с детства они привыкают играть с губами. Ребенок оттягивает верхнюю губу большим, указательным и средним пальцами и хлопает ею; раздувает щеки и сжимает их пальцами; выпячивает нижнюю губу языком; лижет свои руки и колени. Старшие дети играют с губами младших, существуют десятки отработанных способов игры со ртом. Эти игры служат выражением любви, расположения и, по мнению Мид, закладывают основы удовлетворенной половой жизни в будущем. Губы детей настолько привыкают к постоянной стимуляции, что, когда мальчики проходят обряд посвящения (после которого игры со ртом считаются неуместными), они заменяют детскую привычку курением или жеванием бетеля.

Почему же все-таки именно лобзанья слаще мирра и вина, а не, например, щелканье пальцами или почесывание в ухе? В последнее время опубликовано немало результатов замеров физических параметров при поцелуе: учащается пульс, усиливается работа желез внутренней секреции, расширяются зрачки и т.д. Действительно, по данным французских исследователей, в области губ (особенно верхней) находится множество нервных окончаний, импульсы с которых посылаются непосредственно в отдел мозга, "заведующий" сексуальными реакциями. В то же время следует признать, что учащение пульса, активизация выработки гормонов и другие физиологические проявления - обычная реакция на, к примеру, свидание. Однако никому не придет в голову считать квартиру возлюбленного или возлюбленной "имманентно эротичной". Возбуждающая роль поцелуя в огромной степени обусловлена исторически сложившейся традицией, воспитанием, научением. С детства поцелуй семантизируется как замещение коитальной активности (пример тому - заповеди вроде "не давай поцелуев без любви"). Утверждение многих, что поцелуй определенных областей (например, сосков) "отзывается в гениталиях", свидетельствует скорее о том, что выработан и закреплен определенный сигнальный механизм, нежели о действительной "биологической" связи. Если бы мы с детства привыкли думать, что самая интимная зона нашего тела - подмышка и почесывание ее указательным пальцем есть сексуальное действие, - это действие отзывалось в гениталиях бы точно так же, как и поцелуй.

Наконец, о безопасности. Эпоха СПИДа внесла коррективы в технику поцелуя. У ВИЧ-инфицированного вирус содержится и в слюне, однако в незначительном количестве. Чтобы заразиться, нужно проглотить пять литров инфицированной слюны, а при поцелуе изо рта в рот передается всего около 10 мг жидкости. Однако если во рту каждого из целующихся есть кровоточащая ранка, передача вируса становится вполне вероятной. В последнее время вместе с презервативами и ла-тексными штанишками, покрывающими всю перитониальную область и не допускающими непосредственного соприкосновения, выпускаются и специальные пленки для поцелуев. Они сделаны в виде эластичной маски, закрывающей рот. Неожиданное применение эти маски нашли в сообществе так называемых "кожаных людей" - приверженцев модных сейчас игр в садомазохизм. Роль традиционного для S/M кляпа теперь выполняет защитная повязка (ее называют limen), которая одновременно не дает "жертве" кричать, позволяет ее целовать и предохраняет от инфекции. Концы limen'a пропускаются сквозь серьги в ушах, что позволяет одновременно с поцелуем стимулировать мочку уха...

И напомним, до сих пор не потерял актуальности практический совет: пить или есть что-нибудь остро-пахнущее (например, чеснок) следует всем участникам "сплошного целованья", буде такое намечается. А то ведь кто-нибудь запоет другую песню: "Подойди ко мне, ты мне нравишься, поцелуй меня, не отравишься", а кто-то в ответ подумает: "Как знать, как знать..."

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.