Новые публикации
Мстить или не мстить? Психологи глубже изучают, как люди воспринимают месть и мстящих
Последняя редакция: 14.06.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Месть часто считается социально неподобающей и морально осуждаемой — видом «дикого правосудия». Большинство людей согласны с тем, что месть аморальна. С другой стороны, люди любят истории, в которых жертва эффективно мстит обидчику. Кроме того, предыдущие исследования также подтвердили, что по своей природе люди одобряют месть.
Таким образом, исследовательская группа профессора Каролины Дыдух-Хазар (Вюрцбургский университет имени Юлиуса Максимилиана, Германия) и профессора доктора Марио Голлвитцера (Мюнхенский университет Людвига Максимилиана, Германия) изучила, действительно ли люди морально осуждают сам акт мести или скорее удовольствие, которое может испытывать мститель.
Проведя серию из четырех опросов: три с тщательно отобранными группами студентов из Польши и один с аналогично сконфигурированной выборкой взрослых американцев, ученые отметили любопытные нюансы между ситуациями, когда преступники демонстрировали гордость за совершение мести, в отличие от случаев, когда они испытывали удовольствие, а также случаи, когда участники опроса представляли себя в роли воображаемого мстителя или были просто наблюдателями.
В своем исследовании, опубликованном в открытом доступе в журнале Social Psychological Bulletin, команда подтвердила, что даже если люди, совершающие месть, могут получить одобрение, они все равно морально осуждаются по сравнению с теми, кто решил не мстить.
Любопытно, что когда участники опроса оценивали гипотетические ситуации, в которых мстители демонстрировали удовлетворение своим поступком, им приписывались такие черты, как большая компетентность (что означает уверенность, способность, эффективность) по сравнению с воображаемыми людьми, которые чувствовали себя плохо из-за мести своим обидчикам, или теми, кто вообще не мстил.
Здесь исследователи поясняют, что месть и последующее удовлетворение воспринимаются скорее как доказательство способности актера достигать целей.
С другой стороны, когда воображаемые мстители описывались как испытывающие удовольствие, участники опроса считали их особенно аморальными.
«Чувство удовольствия после мести может сигнализировать о том, что первоначальной мотивацией было не преподать обидчику моральный урок, а скорее почувствовать себя хорошо — эгоистичная и морально сомнительная мотивация», — комментируют ученые.
Интересно, что были заметные различия между теми же сценариями, где участники опроса представляли себя в роли мстителей и теми, где они были просто наблюдателями. Когда они представляли, что совершают месть, участники считали себя менее моральными, чем, скажем, их коллега, делающий то же самое.
Кроме того, если бы месть совершил кто-то другой, этот человек казался бы более компетентным. Эти результаты, по словам авторов, противоречат предыдущим научным данным, согласно которым при оценке других людей их действия оцениваются с моральной точки зрения, тогда как самооценка обычно основывается на компетентности.
Среди других интересных выводов, сделанных в ходе серии опросов, ученые отметили, что впечатление от чувства хорошего (по сравнению с плохим) по поводу мести не влияло на вероятность мести.
В среднем участники заявляли, что они не накажут своего нарушителя. Более того, выяснилось, что страх быть осужденным самих себя не влияет на вероятность того, что они будут мстить или нет.
Хотя они сообщают о ряде интересных выводов, большинство из которых контрастируют с предыдущими знаниями и выводами, исследователи отмечают несколько ограничений своего исследования, требующих дальнейших исследований для подтверждения их наблюдений.
Во-первых, их выводы могут быть культурно специфичными. Они напоминают, что, например, мстители не осуждаются так строго в тех сообществах и странах, где особенно ценится честь. Во-вторых, опросы использовали гипотетические ситуации.
Наконец, авторы исследования отмечают, что участникам нужно было просто представить себе месть и возникающие в результате хорошие/плохие чувства.