Новые публикации
Новая молекулярная технология нацелена на опухоли и “заглушает” два труднолечимых онкогена
Последняя редакция: 05.08.2025

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Исследователи из Центра комплексной онкологии имени Лайнбергера при Университете Северной Каролины разработали «два в одном» молекулу, способную одновременно отключать две чрезвычайно труднодоступные для воздействия онкогенные гены — KRAS и MYC, а также напрямую доставлять лекарства в опухоли, экспрессирующие эти гены. Это достижение представляет особую надежду для лечения ранее исторически трудноподдающихся терапии видов рака.
Новая технология включает уникальную композицию инверсных молекул РНК-интерференции (RNAi), которые продемонстрировали выдающуюся способность совместно заглушать мутировавший KRAS и сверхэкспрессируемый MYC. РНК-интерференция — это клеточный процесс, в котором малые интерферирующие РНК (siRNA) избирательно отключают, или «заглушают», мутированные гены. Совместное заглушение привело к до 40-кратному улучшению ингибирования жизнеспособности раковых клеток по сравнению с использованием отдельных siRNA.
Лабораторные результаты были опубликованы в Journal of Clinical Investigation.
«Одновременное нацеливание на два онкогена сродни нанесению удара сразу по двум ахиллесовым пятам рака, что обладает огромным потенциалом», — сказал Чад В. Пекот, доктор медицины, ответственный автор статьи, профессор медицины Школы медицины UNC. «Наша инверсная молекула представляет собой доказательство концепции двойного заглушения KRAS и MYC в раке и является инновационной молекулярной стратегией для совместного нацеливания не только на эти два гена, но и на любые два гена по выбору, что имеет широкие перспективы».
Мутированный KRAS и MYC могут совместно способствовать и поддерживать агрессивное развитие опухолей через несколько механизмов, включая стимуляцию воспаления, активацию путей выживания раковых клеток и подавление их гибели.
Мутации KRAS присутствуют почти в 25 % всех злокачественных опухолей у человека и часто встречаются в одних из самых распространённых типов рака. MYC также считается ключевым онкогеном и дисфункционален примерно в 50–70 % случаев рака. Несколько исследований показали, что инактивация MYC существенно подавляет развитие опухолей, что делает его очень привлекательной терапевтической мишенью.
«MYC, похоже, почти так же важен, как и KRAS, однако до сих пор не существует успешных препаратов, нацеленных на MYC», — отметил Пекот, со-руководитель Программы раковой терапии Lineberger и директор Центра открытий РНК при UNC. «Наше исследование — одно из первых, глубоко описывающее терапевтические последствия одновременного нацеливания на оба гена. Мы также создали первую «два в одном» молекулу, способную заглушать и белки KRAS, и MYC».
Поскольку большинство видов рака зависит от нескольких генетических мутаций, или драйверов, для выживания, эта технология особенно ценна для одновременного нацеливания на два ключевых драйвера. Она обладает особым потенциалом, когда обе мишени, как MYC и KRAS, критически важны для способности раковой клетки выживать, но исторически были труднодоступны для лекарственной терапии. Пекот отметил, что уникальные особенности их конструкции позволяют уже сейчас задумываться о возможности заглушения трёх целей одновременно. «Возможности безграничны», — говорит он.
Это открытие опирается на связанный результат из лаборатории Пекота, опубликованный в June в Cancer Cell, где описывался механизм целевой доставки лекарства для конкретного варианта KRAS, известного как KRAS G12V. Теперь Пекот и его коллеги разработали молекулу РНК-интерференции, способную подавлять все мутации KRAS, встречающиеся в раке.
Хотя этот более широкий подход менее специфичен, чем предыдущий метод, нацеленный на KRAS G12V, он обладает потенциалом лечения гораздо большей группы пациентов, включая тех, у кого самые распространённые мутации KRAS, встречающиеся при раке лёгких, толстой кишки и поджелудочной железы. В совокупности эти виды рака, по данным Американского онкологического общества, в этом году приведут к почти полумиллиону новых случаев в США.
«В целом это ещё один отличный пример создания РНК-терапевтики в UNC в рамках Центра открытий РНК», — сказал Пекот. «Эти достижения могут принести реальную надежду пациентам с раком, связанным с KRAS».