Новые публикации
Парфюмы будут производить микробы
Последняя редакция: 23.04.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что для наполнения очередной ёмкости ароматической жидкостью нужно приложить тяжкий труд по экстрагированию растительных масел из культур, которые как назло, произрастают на краю Земли?.. Современный рынок ароматических веществ, являющийся источником ароматов во всём, от еды и напитков до стиральных порошков и парфюмерии, зависит от стабильности поставок эфирных масел. И этот неглубокий сырьевой ручеёк может в любой момент пересохнуть: достаточно какого-нибудь стихийного бедствия или «цветной» революции.
К примеру, в 2010 году отрасль сотрясалась от дефицита пачулевого масла — ароматизатора, используемого при производстве множества продуктов гигиены и хозяйственной химии. Сильные дожди в Индонезии не дали кустарнику, производящему масло, пойти в рост, а последовавшее за этим извержение вулкана и землетрясения ещё сильнее обострили ситуацию…
Вот почему идея приспособить микробы для производства ароматических масел становится всё популярнее. Горький апельсин, грейпфрут, роза, сандаловое дерево… Список распространённых ароматизаторов, которые труднее всего получить из природных источников, можно продолжать бесконечно. Теперь благодаря биотехнологиям некоторые из этих запахов могут производиться буквально в чашке Петри.
Используя генетическое конструирование микроорганизмов, биотехкомпании вроде Allylix, Isobionics и Evolva создают ГМ-бактерии и дрожжевые культуры, способные производить растительные масла ферментативным разложением сахаров. Причём они заявляют, что им подвластна абсолютно любая растительная молекула, проблемы возможны только при переходе к массовому производству.
Вот лишь несколько из ароматических продуктов, производимых микробными фабриками: валенцин (запах цитруса, оригинальная молекула содержится в цедре валенсийских апельсинов), часто используемый для создания фруктовых напитков и парфюма нуткатон (запах грейпфрута) и, конечно же, ваниль, за которой сегодня, к счастью, не надо мчаться на Таити: достаточно микробной ферментации. Ещё немного, и мы будем жить в мире сладких микробных ароматов.
Но во всей этой истории главное в другом. Тихо и незаметно для простых потребителей формируется абсолютно новая биотехнологическая индустрия, основным инструментом которой станет не станок или химический реактор, а генная модификация живых организмов, трансформирующая их в биогенетические фабрики. Такого и в таком масштабе никогда не было. В качестве единственного примера по-настоящему промышленного применения бактерий для ароматизации можно назвать лишь всеми забытую попытку биологов 1930-х годов, трудившихся в стране победившего социализма и исчезнувшего масла, использовать специально подобранные кисломолочные бактерии для придания маргарину вкуса и запаха сливочного масла (для этого в маргарин добавляли немного молока)…
Что ж, с тех пор всё изменилось. Больше не нужно добавлять молоко в маргарин: достаточно просто перенастроить генетический код пары–тройки бактерий — и они произведут полный набор необходимых ароматизаторов, которые превратят в сливочное масло даже кусок свиного сала.
По сравнению с синтетическими ароматизаторами (копиями природных аналогов) продукция, полученная с помощью микробов, более экологична и все ещё может считаться натуральной, ну а наш нос разницы так и не почувствует…