Новые публикации
Болезнь Альцгеймера может протекать без симптомов. Как это возможно?
Последняя редакция: 14.06.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Каждый человек стареет по-своему, и на этот процесс влияют такие факторы, как генетика, образ жизни и окружающая среда. Некоторые люди доживают до 90 или даже 100 лет в хорошем здоровье, без лекарств или заболеваний мозга. Но как эти люди сохраняют свое здоровье с возрастом?
Люк де Врис из группы Джоста Вераагена, а также его коллеги Дик Свааб и Инге Хютинга исследовали мозг в Нидерландском Банке Мозга. Нидерландский Банк Мозга хранит ткани мозга более 5000 умерших доноров с широким спектром различных заболеваний мозга.
Что делает Нидерландский Банк Мозга уникальным, так это то, что помимо хранимых тканей с очень точными нейропатологическими диагнозами, они также сохраняют задокументированную медицинскую историю и подробное течение болезни с симптомами каждого донора.
Устойчивая группа
Команда обнаружила подгруппу людей, у которых в мозгу были процессы болезни Альцгеймера, но при жизни не проявлялись клинические симптомы. Это так называемая «устойчивая» группа. Но как же возможно, что они не испытывали никаких симптомов, в то время как другие — испытывали?
Люк де Врис объясняет: «Что происходит у этих людей на молекулярном и клеточном уровне, пока не было ясно. Поэтому мы искали доноров с аномалиями мозговой ткани, у которых не было когнитивного снижения в Банке Мозга. Из всех доноров мы нашли 12, так что это довольно редкий случай. Мы думаем, что генетика и образ жизни играют важную роль в устойчивости, но точный механизм все еще неизвестен».
«Физические упражнения или когнитивная активность и наличие большого количества социальных контактов могут помочь в задержке начала болезни Альцгеймера. Недавно также было обнаружено, что те, кто получает много когнитивных стимулов, например, благодаря сложной работе, могут накапливать больше патологии Альцгеймера перед появлением симптомов.
«Если мы сможем найти молекулярную основу устойчивости, то у нас появятся новые отправные точки для разработки лекарств, которые могли бы активировать процессы, связанные с устойчивостью у пациентов с Альцгеймером», добавляет де Врис.
Инфографика: "Болезнь Альцгеймера без симптомов. Как это возможно?" Авторство: Нидерландский институт нейронауки
Болезнь Альцгеймера против устойчивой группы
«Когда мы изучили экспрессию генов, мы увидели, что в устойчивой группе изменились несколько процессов. Во-первых, астроциты, похоже, производят больше антиоксиданта металлотионина. Астроциты похожи на мусорщиков и выполняют защитную роль для мозга. Астроциты часто также просят помощи у микроглии, но поскольку они могут быть довольно агрессивными, они иногда усугубляют воспаление», продолжает де Врис.
«В устойчивой группе путь микроглии, который часто связан с болезнью Альцгеймера, оказался менее активным. Кроме того, мы увидели, что так называемая "реакция на неправильно свернутые белки", реакция в клетках мозга, которая автоматически удаляет неправильно свернутый токсичный белок, была нарушена у пациентов с Альцгеймером, но была относительно нормальной у устойчивых людей. Наконец, мы обнаружили индикаторы того, что в клетках мозга устойчивых людей может быть больше митохондрий, что обеспечивает лучшую выработку энергии».
Но что значат эти различия в процессах? И являются ли они причиной или следствием?
«Трудно определить по человеческим данным, какой процесс инициирует болезнь. Это можно продемонстрировать только изменяя что-то в клетках или моделях животных и наблюдая, что происходит дальше. Это первое, что нам нужно сделать сейчас», говорит де Врис.
Результаты опубликованы в журнале Acta Neuropathologica Communications.