Новые публикации
Мозг может стать мишенью новых методов лечения диабета 1-го типа
Последняя редакция: 04.08.2025

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Более десяти лет назад исследователи обнаружили, что острое осложнение сахарного диабета 1-го типа — диабетический кетоацидоз (ДКА) — можно устранить с помощью гормона лептина, даже при отсутствии инсулина.
В статье, опубликованной в Journal of Clinical Investigation, объясняется, как лептин влияет на мозг и как его можно использовать в будущих терапевтических подходах.
ДКА возникает, когда организм не способен вырабатывать инсулин и начинает расщеплять жиры для получения энергии. Это может привести к жизнеугрожающему накоплению сахара (глюкозы) и кетоцидов в крови. Врачи традиционно вводят инсулин для устранения ДКА, отмечают авторы.
Однако сейчас есть доказательства того, что при недостатке инсулина ключевую роль в развитии ДКА играет мозг, согласно новому анализу, основанному на обзоре литературы и исследованиях, проводившихся в UW Medicine с 2011 года.
«Когда поджелудочная железа не может вырабатывать инсулин, мозг получает сигнал, что в организме нет топлива, даже если это не так. Эту информацию частично передаёт низкий уровень гормона лептина в крови», — сказал старший автор работы доктор Майкл Шварц, профессор медицины, отдела метаболизма, эндокринологии и питания Медицинской школы Университета Вашингтона.
Лептин помогает мозгу регулировать аппетит и массу тела. Этот гормон вырабатывается жировыми клетками и через кровь попадает в головной мозг, особенно в гипоталамус — ту его область, которая контролирует, когда и сколько есть. При недостатке лептина мозг активирует пути мобилизации энергетических запасов, включая глюкозу и кетоны.
Шварц и его команда обнаружили эту связь в 2011 году, когда впервые ввели лептин непосредственно в мозг крыс и мышей с диабетом 1-го типа. Сначала не происходило ничего. Но через четыре дня исследователи были поражены, увидев, что уровень глюкозы и кетонов в крови животных полностью нормализовался, несмотря на продолжающийся тяжёлый дефицит инсулина.
«Самое удивительное, что уровень сахара не просто снизился, а оставался стабильным, — пояснил он. — Если пытались его повысить, он снова понижался; если пытались понизить — снова повышался».
Такие реакции свидетельствовали о том, что мозг может поддерживать нормальный уровень сахара в крови даже при отсутствии инсулина, отметил Шварц.
В то время научное сообщество диабетологов не знало, что думать об этом открытии.
«Теперь у нас гораздо лучшее понимание феномена, который в 2011 году практически проигнорировали», — сказал Шварц.
Он планирует обратиться в FDA за разрешением на проведение клинических испытаний лептина у людей с диабетом 1-го типа, чтобы проверить, способен ли гормон нормализовать уровень сахара в крови у пациентов.
Положительные результаты откроют путь к лекарственным препаратам для диабета 1-го типа, нацеленным на мозг.
«Это одно из самых захватывающих открытий в моей карьере», — сказал соавтор доктор Ирл Хирш, заведующий кафедрой лечения диабета и преподавания в UW Medicine и профессор метаболизма, эндокринологии и питания в Медицинской школе Университета Вашингтона.
По словам Хирша, контроль уровня глюкозы с помощью лептина может открыть новые возможности лечения пациентов.
«Не поймите меня неправильно: открытие инсулина 104 года назад — одно из величайших открытий прошлого века, — добавил он, — но это следующий шаг. Возможно, это лучший путь».
Шварц подчеркнул, что управление инсулином — это серьёзное бремя для пациентов и их семей.
«Если бы можно было лечить диабет 1-го типа без ежедневных инъекций инсулина и постоянного контроля сахара, пациенты сочли бы это величайшим достижением», — сказал он.
Если убедить мозг в том, что запасы топлива не исчерпаны, или отключить конкретные нейроны, запускающие выработку глюкозы и кетонов, организм прекращает реакцию, приводящую к тяжёлой гипергликемии и ДКА.
«Эта новая концепция бросает вызов устоявшемуся мнению о том, что инсулинодефицит — единственная причина диабетического кетоацидоза, которое принималось десятилетиями», — отметил Шварц.
«Она показывает, что мозг играет мощную роль в возникновении неконтролируемого диабета и может стать ключом к новым методам лечения».