Медицинский эксперт статьи
Новые публикации
Идиопатический дерматит лица
Последняя редакция: 23.04.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Периоральный дерматит (periorificial dermatitis, син.: идиопатический дерматит лица, дерматит лица стероидный, болезнь стюардесс, розацеа периоральная, розацеаподобный дерматит, светочувствительный себореид) - заболевание, поражающее исключительно кожу лица и проявляющееся персистирующей эритемой, чаще всего развивающейся в периоральной области, и возникающими на ее фоне мелкими папулами и папулопустулами.
Особенностью болезни считается выраженная резистентность к традиционным наружным противовоспалительным средствам. Заболеванию более подвержены женщины в возрасте от 20 до 40 лет, чаще с I-II фототипом кожи по Fitspatrick.
Причины идиопатического дерматита лица
Этиология и патогенез заболевания остаются не выясненными. Традиционно, в силу общности локализации высыпаний и схожести клинической картины, заболевание относят к так называемой группе розацеаподобных дерматитов. Однако периоральный дерматит не сопровождается такими выраженными изменениями сосудистой реактивности, как розацеа, и имеет несколько иную гистопатологическую и клиническую картину.
Основным инициирующим фактором периорального дерматита считается бесконтрольное применение топических фторированных (галогенизированных) кортикостероидов. В силу выраженного противовоспалительного действия, быстрота наступления эффекта провоцирует пациентов применять глюкокортикостероидные препараты по поводу любого воспалительного процесса в коже лица. С этим во многом связано происхождение одного из названий периорального дерматита - «болезнь стюардесс». Длительное и беспорядочное применение топических глюкокортикостероидов вызывает дистрофические изменения в эпидермисе и дерме за счет «геномного» эффекта этих препаратов и, кроме того, приводит к диссоциации резидентной микрофлоры. Теории, связывающие возникновение периорального дерматита с микробным фактором, не получили достаточных доказательств. Кроме наружных глюкокортикостероидов к провоцирующим факторам относят водостойкую декоративную косметику, фторсодержащие зубные пасты, желательную резинку, инсоляцию, пероральные контрацептивы. Однако частота возникновения заболевания в связи с этими факторами различна, и связь периорального дерматита с ними часто не убедительна.
Симптомы идиопатического дерматита лица
Клиническая картина весьма типична и дифференциальный диагноз с розацea обычно не представляет сложности. Заболевание чаще встречается в более молодой возрастной группе, чем розацеа. Поражение кожи обычно развивается быстро, носит локализованный и симметричный характер, представлено не склонными к слиянию нефолликулярными, полусферическими розово-красного цвета лентикулярными папулами (1-2 мм в диаметре) и типичными восковидными полупрозрачными амикробными пустулами и папулопустулами на фоне неяркой эритемы. Часто кожный процесс сопровождает чувство жжения. В отличие от розацеа, эритема при периоральном дерматите не имеет тенденции усиливаться приливами, ее течение монотонно практически не связано с возникновением телеангиэктазий. Папулы при периоральном дерматите мельче, нередко группируются, формируя очаги поражения, покрытые беловатыми чешуйками. Чаще поражается периоральная область, в этом случае красная кайма губ окружена узким ободком видимо непораженной кожи. Реже наблюдается изолированный симметрический блефарит или сочетанное поражение периоральной и периорбитальной областей.
Патоморфологические изменения неспецифичны и меняются по мере течения болезни. В начале заболевания характерно развитие умеренно выраженных фолликулярных и перифолликулярных инфильтратов различнее клеточного состава. Характерно отсутствие в них полиморфно-ядерных лейкоцитов. В эпидермисе отмечаются признаки спонгиоза, с которыми связано формирование полостных элементов со стерильным содержимым, при длительном течении характерно образование периваскулярных лимфоцитарных инфильтратов в дерме.
Неадекватная наружная терапия может приводить к формированию не больших гранулем по типу реакции на инородные тела.
Лечение идиопатического дерматита лица
Успешное лечение периорального дерматита невозможно без устранения факторов, подозреваемых в возникновении заболевания. Необходима полная отмена топических стероидов. Рекомендуют прекратить пользоваться фторированными зубными пастами, водостойкой косметикой, особенно тонирующими препаратами, жевательной резинкой, избегать интенсивной инсоляции и воздействия неблагоприятных метеорологических условий. Проводят обследование и лечение сопутствующей хронической патологии пищеварительной и эндокринной систем.
Периоральный дерматит обычно хорошо отвечает на терапию, применяемую при розацеа. Необходима организация адекватного бережного ухода за кожей. Возможно применение как средств, рекомендованных пациентам так называемым «куперозом», так и серий препаратов для высокочувствительной кожи. Наружные препараты азелаиновой кислоты, клиндамицина, метронидазола продемонстрировали достоверную эффективность в лечении периорального дерматита так же, как и розацеа. При яркой эритеме и выраженном отеке кожи целесообразно применение примочек с прохладный растворами борной кислоты и танина. Сохраняют свою актуальность и препараты серы, особенно эффективные в отношении длительно существующих папулезных высыпаний в отсутствие выраженной эритемы. Препараты для наружного использования, содержащие пимекролимус, все больше завоевывают внимание своей эффективностью при периоральном дерматите и расцениваются как альтернатива противопоказанным глюкокортикостероидным средствам. Аналогично терапии розацеа, системным мероприятиям при периоральном дерматите отводится вспомогательная роль. В первую очередь необходимо приложить усилия для формирования доверительного отношения пациента и врача. Пациент должен быть предупрежден о вероятном обострении кожного процесса после отмены кортикостероидов. Учитывая высокую косметическую значимость кожного процесса, нередко показаны анксиолитические препараты, индивидуальная психотерапия. Применение современных физиотерапевтических методов лечения сокращает течение заболевания, уменьшает выраженность вторичной дисхромии. Одним из таких методов является микротоковая терапия. Эта уникальная по своим высоким потребительским качествам методика оказывает сочетанное воздействие на кожу лица. Электрические токи малой силы и низкой частоты стимулируют восстановление микроциркуляции, нормализуют распределение жидкости и усиливают лимфоотток в пораженной коже. Наблюдаемая после процедуры локальная анемия имеет, кроме всего, важное психотерапевтическое значение. Курсы микротоковой терапии приводят к постепенному восстановлению нормальной трофики, быстрому разрешению отека и способствуют скорейшей репарации тканей.