^
A
A
A

Исследователи изучили генетические признаки депрессии у более чем 14,000 человек

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 14.06.2024
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 
18 мая 2024, 15:46

Основные переживания при депрессии — изменения в уровне энергии, активности, мышлении и настроении — описываются более 10 000 лет. Слово "депрессия" используется около 350 лет.

Учитывая столь долгую историю, может удивить, что эксперты до сих пор не пришли к единому мнению о том, что такое депрессия, как её определить и что её вызывает.

Многие специалисты согласны, что депрессия не является единым явлением. Это большая группа заболеваний с разными причинами и механизмами. Это усложняет выбор наилучшего лечения для каждого человека.

Реактивная и эндогенная депрессия

Один из подходов — искать подтипы депрессии и проверять, не подходят ли им разные виды лечения. Один из примеров — различие между "реактивной" и "эндогенной" депрессией.

Реактивная депрессия (также рассматриваемая как социальная или психологическая депрессия) возникает под воздействием стрессовых жизненных событий, таких как нападение или потеря близкого человека — это понятная реакция на внешний триггер.

Эндогенная депрессия (также рассматриваемая как биологическая или генетическая депрессия) предполагается вызванной внутренними факторами, такими как гены или химия мозга.

Многие специалисты, работающие в области психического здоровья, принимают это разделение

Однако мы считаем, что такой подход слишком упрощённый.

Хотя стрессовые жизненные события и гены могут индивидуально способствовать развитию депрессии, они также взаимодействуют, увеличивая риск её возникновения. Доказано, что существует генетическая компонента в предрасположенности к стрессам. Некоторые гены влияют на такие аспекты, как личность, другие — на наше взаимодействие с окружающей средой.

Наше исследование и его результаты

Наша команда решила исследовать роль генов и стрессоров, чтобы проверить, действительно ли классификация депрессии как реактивной или эндогенной имеет смысл.

В Австралийском генетическом исследовании депрессии, опубликованном в журнале Molecular Psychiatry, люди с депрессией заполнили анкеты о стрессовых жизненных событиях. Мы проанализировали ДНК из их образцов слюны, чтобы вычислить их генетический риск развития психических расстройств.

Наш вопрос был простым: влияет ли генетический риск депрессии, биполярного расстройства, шизофрении, СДВГ, тревожности и невротизма (черта личности) на уровень подвергания стрессовым жизненным событиям?

Вы можете задаться вопросом, зачем вычислять генетический риск психических расстройств у людей, уже имеющих депрессию. У каждого человека есть генетические варианты, связанные с психическими расстройствами. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Даже у людей с депрессией может быть низкий генетический риск её развития. Эти люди могли развить депрессию из-за других причин.

Мы изучили генетический риск для состояний, отличных от депрессии, по нескольким причинам. Во-первых, генетические варианты, связанные с депрессией, пересекаются с вариантами, связанными с другими психическими расстройствами. Во-вторых, у двух людей с депрессией могут быть совершенно разные генетические варианты. Поэтому мы решили исследовать широкий спектр генетических вариантов.

Если подтипы реактивной и эндогенной депрессии имеют смысл, мы бы ожидали, что люди с низким генетическим компонентом депрессии (реактивная группа) будут сообщать о большем количестве стрессовых событий. И наоборот, люди с высоким генетическим компонентом (эндогенная группа) будут сообщать о меньшем количестве стрессовых событий.

Но после изучения более 14 000 людей с депрессией мы обнаружили противоположное.

Мы выяснили, что люди с более высоким генетическим риском депрессии, тревожности, СДВГ или шизофрении сообщают о большем количестве стрессоров.

Нападения с применением оружия, сексуальное насилие, несчастные случаи, правовые и финансовые проблемы, а также жестокое обращение и пренебрежение в детстве были более распространены у людей с высоким генетическим риском депрессии, тревожности, СДВГ или шизофрении.

Эти ассоциации не сильно зависели от возраста, пола или семейных отношений. Мы не учитывали другие факторы, которые могут влиять на эти ассоциации, такие как социально-экономический статус. Мы также полагались на память людей о прошлом, которая может быть неточной.

Как гены играют свою роль?

Генетический риск психических расстройств меняет чувствительность людей к окружающей среде.

Представьте двух людей, один с высоким генетическим риском депрессии, другой с низким. Оба теряют работу. Генетически уязвимый человек воспринимает потерю работы как угрозу своему самоуважению и социальному статусу. Это чувство стыда и отчаяния. Он не может заставить себя искать другую работу из страха её потерять. Для другого потеря работы меньше связана с ним самим и больше с компанией. Эти два человека интернализируют событие по-разному и запоминают его по-разному.

Генетический риск психических расстройств также может сделать более вероятным, что люди окажутся в средах, где происходят плохие вещи. Например, более высокий генетический риск депрессии может повлиять на самоуважение, делая людей более склонными вступать в дисфункциональные отношения, которые затем идут плохо.

Что означает наше исследование для депрессии? Во-первых, оно подтверждает, что гены и окружающая среда не независимы. Гены влияют на среду, в которой мы оказываемся, и на то, что затем происходит. Гены также влияют на нашу реакцию на эти события.

Во-вторых, наше исследование не поддерживает различие между реактивной и эндогенной депрессией. Гены и среда имеют сложное взаимодействие. Большинство случаев депрессии — это смесь генетики, биологии и стрессоров.

В-третьих, люди с депрессией, у которых кажется, что депрессия имеет более сильный генетический компонент, сообщают, что их жизнь отмечена более серьёзными стрессорами.

Таким образом, клинически, люди с более высокой генетической уязвимостью могут извлечь пользу из обучения специфическим техникам управления стрессом. Это может помочь некоторым людям снизить вероятность развития депрессии в первую очередь. Это также может помочь некоторым людям с депрессией уменьшить их постоянное подвергание стрессорам.

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.