Новые публикации
Может ли окситоцин помочь против одиночества? Результаты рандомизированного контролируемого испытания
Последняя редакция: 14.06.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Одиночество не является болезнью. Однако это значительная проблема для здоровья. Депрессия, сердечные заболевания или деменция – люди, которые постоянно чувствуют себя одинокими, имеют более высокий риск заболеть.
Команда под руководством доктора Яны Либерц из Университетской больницы Бонна (UKB), которая также проводит исследования в Университете Бонна, и профессора доктора Дирка Шеле (Рурский университет в Бохуме) исследовала, как можно целенаправленно бороться с одиночеством. В контролируемом исследовании, в котором также приняли участие университеты Ольденбурга, Бохума, Фрайбурга и Хайфы (Израиль), 78 женщин и мужчин, которые чувствовали себя одинокими, получали так называемый "гормон обнимания" окситоцин в виде назального спрея.
Статья опубликована в журнале Psychotherapy and Psychosomatics.
Всем, вероятно, знакомо чувство одиночества – это негативное ощущение, которое возникает, когда собственные социальные отношения воспринимаются как недостаточные по количеству или качеству. Однако если это ощущение сохраняется, оно может быть связано с множеством психических и физических заболеваний. Несмотря на это, не хватало эффективных вмешательств для уменьшения хронического одиночества у тех, кто страдает от этого.
Старшие авторы доктор Либерц и профессор доктор Шеле, вместе с первым автором Рубеном Бергером (UKB), исследовали, может ли гормон привязанности окситоцин помочь повысить эффективность групповой терапии против одиночества в недавнем исследовании.
В доказательном исследовании участники прошли пять еженедельных сеансов групповой терапии, которые были дополнены введением окситоцина в форме назального спрея. Контрольная группа получала плацебо.
Оценка восприятия собственного одиночества участников проводилась в начале исследования, после завершения всех сеансов и снова в два последующих момента (через три недели и три месяца). Кроме того, на каждом сеансе оценивались острое чувство одиночества, уровень стресса, качество жизни и терапевтические отношения.
Старший автор исследования, доктор Либерц, резюмирует: "Психологическое вмешательство было связано с уменьшением восприятия стресса и улучшением общего уровня одиночества во всех группах лечения, что было видно еще через три месяца после завершения терапии."
Окситоцин не оказал значительного влияния на общепризнанное одиночество, качество жизни или восприятие стресса. Однако по сравнению с плацебо, участники, получавшие окситоцин, сообщали о снижении острого чувства одиночества после сеансов. Кроме того, введение окситоцина улучшило положительную связь между членами группы.
"Это очень важное наблюдение, которое мы сделали – окситоцин смог усилить положительные отношения с другими членами группы и уменьшить острое чувство одиночества с самого начала. Это может быть полезным для поддержки пациентов в начале психотерапии. Мы знаем, что пациенты могут чувствовать себя хуже в начале терапии, когда их проблемы становятся очевидными. Наблюдаемые эффекты введения окситоцина могут, в свою очередь, помочь тем, кто нуждается в поддержке, оставаться на пути лечения," объясняет доктор Либерц.
Психолог подчеркивает, что окситоцин не следует рассматривать как панацею и что терапия не всегда необходима для уменьшения одиночества. Хотя в исследовании не были обнаружены долгосрочные эффекты введения окситоцина, результаты показывают, что окситоцин можно использовать для достижения положительных эффектов во время вмешательств.
Теперь требуются дальнейшие исследования, чтобы определить оптимальные схемы вмешательства, чтобы наблюдаемые острые эффекты окситоцина можно было перевести в долгосрочные преимущества.