Медицинский эксперт статьи
Новые публикации
Диагностика остеопороза при остеоартрозе
Последняя редакция: 23.04.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Совершенствование в последние годы специфических и чувствительных биохимических маркеров, отражающих общую скорость формирования и резорбции кости, значительно улучшило неинвазивную оценку костного метаболизма при различных метаболических заболеваниях кости. Как известно, биохимические маркеры разделяются на маркеры костеобразования и костной резорбции.
К наиболее перспективным маркерам костной резорбции относятся пиридинолин (Пир) и дезоксипиридинолин (Д-Пир) - два неделимых пиридиновых соединения, образующиеся в результате посттрансляционной модификации молекул коллагена, присутствующие в нативном коллагене и не участвующие в его ресинтезе. При ревматических заболеваниях суставов эти маркеры рассматриваются как чувствительные и специфические лабораторные индикаторы не только костной резорбции, но и суставной деструкции. Так, по данным экспериментальных исследований, у крыс с адъювантным артритом уже в течение первых 2 нед после индуцирования заболевания наблюдается повышение экскреции пиридинолина с мочой, коррелирующее с клиническими признаками воспаления. Уровень дезоксипиридинолина в моче повышается позже и более тесно связан со снижением минеральной плотности кости. Примечательно, что введение ингибиторов коллагеназ ассоциируется со снижением экскреции пиридинолина и дезоксипиридинолина.
Уровни пиридинолина и дезоксипиридинолина в моче значительно выше у детей, чем у взрослых; характерно их повышение на 50-100% во время менопаузы. У больных с остеопорозом их концентрации в моче (особенно дезоксипиридинолина) коррелируют со скоростью костного метаболизма, измеренной по кинетике кальция, и данными гистоморфометрии костной ткани.
У больных с остеоартрозом повышение экскреции с мочой пиридинолина и дезоксипиридинолина выражено в меньшей степени, чем при ревматоидном артрите, и слабее коррелирует с выраженностью клинических проявлений. He отмечено связи между тяжестью рентгенологических изменений (по шкале Kellgren - Lawrence) и уровнями этих маркеров.
Из маркеров костеобразования следует упомянуть остеокальцин. R. Emkey и соавторы (1996) установили, что внутрисуставное введение кортикостероидов приводит к существенному снижению концентрации остеокальцина в крови на следующий день после инъекции с последующей нормализацией в течение 2 нед (при этом клинический эффект сохраняется на протяжении 4 нед), причем существенных изменений концентрации пиридинолина в моче не отмечено. Эти результаты свидетельствуют о том, что внутрисуставное введение кортикостероидов вызывает только транзиторную ингибицию образования костной ткани и не влияет на процесс резорбции.
Определение лабораторных маркеров костного метаболизма повышает эффективность инструментальной оценки риска развития остеопороза (в первую очередь денситометрических методов). Повторные измерения костных маркеров в период лечения могут улучшать качество мониторинга больных с остеопорозом.
Практические рекомендации по использованию биохимических маркеров костного метаболизма для диагностики остеопенических состоянии:
- Сывороточный остеокальцин и костный изофермент щелочной фосфатазы в настоящее время являются наиболее чувствительными маркерами костеобразования при остеопорозе.
- Наиболее чувствительные маркеры костной резорбции - экскреция с мочой пиридинолиновых соединений и терминальных фрагментов коллагена I типа с помощью иммунологического анализа или жидкостной хроматографии под высоким давлением.
- Перед заключением о клинической значимости исследуемых лабораторных маркеров костного метаболизма необходима тщательная оценка каждой клинической ситуации и особенностей проводимой терапии.
- Повышенный уровень костного метаболизма ассоциирован с высокой скоростью потери костной массы. Лабораторные маркеры костеобразования и/или резорбции могут помочь выявить среди больных с остеоартрозом лиц с исходно нормальной костной массой, имеющих повышенный риск развития остеопении (особенно на ранних стадиях развития заболевания).
- Повышенные уровни маркеров костной резорбции ассоциированы с повышенным риском переломов позвоночника и бедренной кости, независимо от костной массы. Таким образом, комбинированная оценка костной массы и маркеров костного метаболизма полезна для выбора «мишеней» для лечения больных с остеоартрозом с наиболее высоким риском переломов (с учетом других факторов риска).
- Костные маркеры удобны для оценки эффективности антирезорбтивной терапии для быстрого (3-6 мес) скрининга больных, не реагирующих на лечение, так как действие терапии на костный метаболизм обнаруживается раньше, чем изменения костной массы, выявленные денситометрически.
Главным недостатком используемых в настоящее время лабораторных методик является то, что они отражают лишь состояние метаболизма костной ткани на момент исследования, не давая непосредственной информации о количественных параметрах состояния костной ткани (т.е. на основании использования только показателей лабораторных исследований невозможно установить диагноз остеопороза или остеопении). Следует также отметить, что в отличие от некоторых метаболических заболеваний костей (болезнь Педжета, почечная остеодистрофия), которые характеризуются значительным изменением костного метаболизма, при остеопорозе на фоне остеоартроза часто незначительные изменения скорости ремоделирования кости за продолжительный период могут приводить к существенной потере костной массы. Это может объяснять тот факт, что данные, полученные с помощью стандартных маркеров (активность общей щелочной фосфатазы, уровень гидроксипролина и др.), у больных с остеопорозом в большинстве временных промежутков находятся в пределах нормы. Следовательно, необходима разработка более специфических и чувствительных маркеров костного метаболизма. Так, требования к идеальному маркеру костной резорбции следующие: это должен быть продукт деградации компонентов костного матрикса, который не обнаруживается в других тканях, не усваивается организмом в процессе нового формирования кости, а также не подвергается влиянию эндокринных факторов при определении его уровня в крови.