^

Здоровье

Медицинский эксперт статьи

Новые публикации

Препараты

Лекарства, защищающие от стресса

, медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Стресспротективным действием, то есть защищающим от стресса в разной мере обладают лекарства многих фармакологических групп, однако не все они по разным причинам пригодны для профилактического и лечебного применения при шоке, так как их введение пострадавшему должно одновременно обеспечить решение нескольких задач:

  • защиту ЦНС от воздействия психического компонента травмы, включая самооценку тяжести состояния, своей дальнейшей судьбы и прочие социальные факторы, создание пострадавшему относительного «психологического комфорта» (анксиолитический и седативный эффекты, в дальнейшем по необходимости и антидепрессивное действие);
  • ограничение выраженности стандартных адаптационных нейро-вегетативных и нейроэндокринных реакций, которые при сильном стрессе и в условиях прагматической неопределенности включаются с максимальным напряжением, что ведет к ряду нежелательных проявлений (неадекватное усиление сердечной деятельности, спазм резистивных сосудов, снижение иммунитета, изъязвление слизистой желудка и кишечника и т. п.);
  • устранение возбуждения, эйфории, потенцирование действия одновременно или последовательно вводимых анальгетиков.

Идея глубокой нейровегетативной блокады (нейроплегии) на разных уровнях регуляции вегетативных и эндокринных функций при шоке была впервые высказана Г. Лабори (1970). Имелось в виду создание относительной ареактивности организма с помощью «литических коктейлей», основу которых составлял сильный нейролептик из только что открытой тогда группы фенотиазинов (хлорпромазин или ларгактил, аминозин). Его мощное центральное психоседативное действие дополнялось адренолитическим на периферии; в состав «коктейля» входило также антигистаминное средство (дипразин или димедрол) и м-холинолитик. Идея состояла в том, чтобы с помощью нейроплегии выключить все нежелательные избыточные центрогенные и рефлекторные ответы на травму, снизить уровень обменных процессов, температуру тела, потребление кислорода и тем самым перевести организм на низкий энергетический уровень функционирования и реактивности.

Однако «глубокая нейроплегия» сопровождалась существенными отрицательными эффектами, в том числе утяжелением расстройств кровообращения. В таком виде метод нейровегетативной блокады при шокогенной травме себя не оправдал. Крайняя степень увлечения методом и принципиальные недостатки сильных нейролептиков фенотиазинового ряда (аминазин, тизерцин и др.) с ярко выраженным и неконтролируемым периферическим альфа-адренолитическим дейстивем, приводящим к опасной артериальной гипотензии на фоне дефицита объема циркулирующей крови (ОЦК) и тахикардии скомпрометировали идею. В последующем аминазин в минимальных дозах (0,1-0,15 мг/кг) иногда использовался для борьбы с вазоспазмом и нарушениями микроциркуляции после восполнения дефицита ОЦК.

К применению нейролептиков в качестве психоседативных средств вернулись в начале 70-х г. с введением в клиническую практику производных бутерофенона, в частности, дроперидола. В 1959-1969 гг. он был внедрен в анестезиологическую практику в сочетании с очень сильным анальгетиком фентанилом в виде метода «нейролептанальгезии». От нейроплегии этот метод принципиально отличается в основном двумя качествами: нейролептанальгезия не направлена на снижение жизненных процессов; вызывается фармакологическими препаратами, которые не оказывают столь выраженных побочных эффектов, как аминазин и «литические коктейли». Данный метод получил широкое распространение и используется до сих пор как база для неглубокого наркоза, в частности, для обеспечения неотложных вмешательств при шокогенных травмах. Нейролептанальгезия весьма обстоятельно изучена анестезиологами-реаниматологами, а ее компоненты, дроперидол и фентанил - стали специально использоваться в клиниках и (реже) на догоспитальном этапе оказания помощи пострадавшим с травмами, ожогами и больным с инфарктом миокарда.

Как и у фенотиазинов, центральное нейролептическое и антипсихотическое действие дроперидола связывают с дофаминолитическим альфа-адренолитическим свойством, кроме того дроперидол обладает умеренным антисеротонинным эффектом, но практически лишен центрального антигистаминового и м-холинолитического действия, присущего в той или иной мере производным фенотиазина. Сумма свойств дроперидола выражается в виде весьма сильного «тотального» психоседативного эффекта, состояния полного безразличия к себе и окружающему при сохранении сознания и критического отношения, в утрате инициативы и побуждений. Иными словами, центральное действие дроперидола в достаточной дозе весьма сходно с таковым фенотиазинов седативной группы. По ряду свойств дроперидол превосходит аминазин, но, пожалуй, наиболее важным отличием является «мягкое» альфа-адренолитическое действие на стенку сосудов. Поэтому при отсутствии гиповолемии он не вызывает выраженной гипотензии, а снятие реактивного спазма сосудов и умеренное уменьшение общего периферического сопротивления сосудов (ОПС) являются полезными.

Лекарства от стресса различных групп, используемые для профилактики и лечения шока

Характер активности

Аминазин, тизерцин и другие фетиазины

Дроперидол и др. бутиро- феноны

Сибазон (седуксен) и др. бензодиа- зепины

Оксибутират натрия (субнаркоти- ческие дозы)

Общеседативный эффект

+++

++++

++

++

Специфическое анксполи­тическое (стресепротективное) дсйстлио

+++

+

Антероградная амнезия

-

-

+

-

Потенцирование наркоза

+++

++++

++

++

Потенцирование анальгезии

+++

++++

+

+

Потенцирование угнетения дыхания анальгети­ком

+++

+++

+

+

Собственный гипнотический (общоанестезирующий) эффект

++

+++

Защита сердечно-сосудистой системы от операцион­ного стресса

+

+

+++

+

Артериальная гипотензия при сниженном ОЦК, опас­ность коллапса

++++

++

+

+

Противорвотное действие

++

+++

-

-

Защитный эффект при моделировании травматического шока у животных

+

++

+++

++

Предупреждение стрессогенных тканевых повреж­дений

+++

+

Содержание действующего вещества в 1 мл раствора различных препаратов для нейролептанальгезии (по Т. М. Дарбиняну, 1969)

Препарат

Действующее вещество, мг/мл

Фентанил

0,05

Дроперидол

2,5

Таламонал

0,05 (фентанил) + 2,5 (дроперидол)

Иннован (инновар)

0,02 (фентанил) + 1,0 (дроперидол)

Для проведения нейролептанальгезии были предложены также смеси, состоящие из нейроплегического и анальгетического препаратов.

Исследования показали, что в смеси фентанила с дроперидо- лом в соотношении 1 : 50 усиливается анальгетический эффект фентанила и ослабляются его побочные эффекты (рвота, повышение мышечного тонуса и ряд других холинергических реакций). Однако применение препаратов типа таламонала или иннована при травмах и шоке не имеет особых преимуществ по сравнению с раздельным применением этих фармакологических средств, так как фармакинетика этих препаратов различна.

Общим недостатком нейролептиков является отсутствие (или малая выраженность) избирательного анксиолитического эффекта, вследствие чего они не подавляют патологическое «ядро» страха, тревоги, отрицательных эмоций. Угнетение эмоциональных и вообще нейрогенных соматических ответов вторично к их «тотальному» психоседативному действию. В реально применяемых при шоке дозах, а также при нейролептанальгезии, если она не дополняется наркозом, нейролептики не создают надежной антероградной амнезии и в памяти больного остаются эпизоды пережитого в отделении интенсивной терапии и в процессе операции.

trusted-source[1], [2], [3]

Бензодиазепины, как прогрессивные лекарства от стресса

Относительно новым и, пожалуй, наиболее прогрессивным подходом к защите организма от стресса и его последствий при травмах, инфаркте миокарда и в других шокогенных ситуациях является применение анксиолитических средств бензодиазепинового ряда. Первые представители этой обширной группы (сегодня в мире используют более 20 бензодиазепинов) были введены в клиническую практику в 1960-1963 гг. (либриум, валиум). В дальнейшем в экспериментах многих авторов было продемонстрировано защитное действие производных бензодиазепина при жестком стрессе и шокогенной травме (Базаревич Г. Я. и др., 1984).

Сроки действия препаратов (в минутах), используемых для нейролептанальгезии (по Т. М. Дарбиняну, 1969)

Препарат

Начало действия

Максимум

Продолжительность

в/м

в/в

в/м

в/в

в/м

в/в

Фентанил

5

0,5

15

2

45

30

Дроперидол

15

5

40

20

480

360

Важной особенностью бензодиазепинов является избирательное анксиолитическое действие, которое практически отсутствует у нейролептиков, а при увеличении дозировок - общеседативный, противосудорожный, потенцирующий анальгезию и гипнотический (от снотворного до общеанестезирующего) эффекты. Эти свойства обусловлены активацией специальных бензодиазепиновых рецепторов (БР), которые облегчают передачу физиологических ограничивающих влияний (путем открытия мембранных каналов для ионов С1) в тормозных ГАМК-эргических синапсах. Эндогенный лиганд этих рецепторов точно не установлен, возможно, им является модулирующий пептид, высвобождаемый одновременно с медиатором ГАМК-эргическими окончаниями. В результате модулирующего влияния пептида (или бензодиазепинов) на ГАМК-рецепторный комплекс значительно облегчается и усиливается передача тормозных сигналов в синапсах ЦНС. Таким образом, в умеренных дозах бензодиазепины усиливают эффективность тормозной передачи в мозге там, где она физиологически необходима и включена в данном месте и в данный момент. Исследования нейрохимиков показали, что это прежде всего ограничивающие на основе принципа обратной связи короткоаксонные вставочные нейроны на разных уровнях ЦНС (прежде всего в лимбической эмоциогенной системе, в коре мозга и мозжечка); считают, что от 30 до 50 % всех синапсов мозга являются тормозными ГАМК-эргическими. Если учесть тормозные синапсы мозга с иной передачей (пептидергические, пуринергические, серотониновые и др.), процент этот существенно возрастает. Иными словами, в ЦНС на разных ее уровнях существует мощная и разветвленная (коротко- и длинноаксонная) тормозная система, предназначенная для ограничения избыточных возбуждающих сигналов, дифференцировки и выявления существенных сигналов. Именно ее использование при чрезвычайной активации афферентных систем в условиях шокогенной травмы представляет собой реальный фармакологический путь защиты мозга и организма в целом.

На основании фармакологического анализа сейчас выделяют по меньшей мере два типа БР. Рецепторы I типа в основном локализуются в лимбической системе и, видимо, в коре мозга. С их активацией связывают анксиолитический эффект и противосудорожное действие, тогда как БР II типа ответственны за седативные свойства, гипнотический эффект, очевидно, не несут столь избирательной функции и с ними могут взаимодействовать и барбитураты. Есть основания полагать, что потенцирование анальгезии и наркоза, наблюдаемое иногда угнетение дыхательного центра также обусловлено взаимодействием препаратов с рецепторами II типа. Эти свойства бензодиазепинов (за исключением угнетения дыхания) при шокогенной травме не являются излишними и при умеренном проявлении полезны. Бензодиазепиновые препараты несколько различаются между собой по спектру фармакологической активности. Важным достоинством их является способность одновременно служить не только средствами профилактики шока на догоспитальном этапе оказания помощи, но и препаратами промедикации и даже наркоза в клинике. Именно на этих свойствах бензодиазепинов (чаще используется сибазон - седуксен, диазепам) построен один из современных вариантов «сбалансированной анестезии» (транквиллоанальгезия, атароанальгезия). По сути данный метод отличается от нейролептанальгезии лишь заменой нейролептика на анксиолитик. Однако он дает определенный выигрыш не только в безопасности, но обладает рядом дополнительных полезных свойств: меньшая угроза гипотензии (отсутствуют периферические альфа-адренолитические эффекты). Однако на основе сибазона (как и дроперидола) построить полное хирургическое обезболивание не удается: у него недостаточно выражены гипнотические свойства. Не подходит для этого и фенозепам.

Одним из наиболее перспективных препаратов для проведения пострадавшего через все этапы оказания медицинской помощи, включая неотложную хирургическую, считают рогипнол (флунитрозепам), который обладает для этого необходимыми качествами. Однако все три вещества - сибазон, фенозепам и рогипнол - обладают значительной длительностью действия (Т0,5 от 19 до 60 ч), что делает их эффект неуправляемым и устранение избыточной или остаточной посленаркозной депрессии представляет значительные трудности. Депрессия, вызванная бензодиазепинами, неспецифически и лишь частично снимается антагонистами аденозина (теофилин или эуфиллин). В последние годы получен и успешно испытан в клинике специфический антагонист бензодиазепинов (анексате или флумазенил) - имидазольное производное бензодиазепина. Препарат малотоксичен, надежен и снимает все эффекты бензодиазепинов на срок 3-5 ч. Таким образом, проблему купирования избыточного психодепрессивного действия бензодиазепинов можно считать принципиально решенной.

Сравнительная активность диазепама (сибазона) и рогипнола (по Bergmann H., 1978)

Эффекты

Диазепам

Рогипнол

Анальгезия

-

-

Потенцирование анальгетиков

+

++++

Седативное действие

+

+++

Гипнотический (общеанестезирующий эффект)

-

-н-

Амнезия

+

++

Противосудорожный эффект

+

+++

Умеренный психоседативный эффект препаратов этой группы, не сопровождающийся дополнительными нарушениями гемодинамики, напротив, защищающий ее от негативных центрогенных влияний, может быть полезен при кардиогенном шоке, у ажиатированных пострадавших с механическими травмами и ожогами. К недостаткам сибазона, фенозепама и рогипнола следует отнести нерастворимость в воде. Применение растворов на пропиленгликоле сопровождается раздражением тканей и может быть причиной флебитов (3-5 %). Возможность получения водорастворимых бензодиазепинов, лишенных раздражающих свойств, была продемонстрирована на примере мидазолама и открыла путь для дальнейших поисков.

Таким образом, по механизму действия и сумме фармакологических свойств производные бензодиазепина сегодня лучше других стресспротективных средств удовлетворяют требованиям клиники в качестве необходимого компонента комплексной профилактики шока на догоспитальном этапе, при ранней терапии его в реанимационном отделении, а также как компонент сбалансированной анестезии при проведении неотложных хирургических вмешательств. Открытие специфического антидота к бензодиазепинам делает их применение более безопасным.

Еще один подход к профилактике и терапии шока нейротропными средствами связан с применением прямых агонистов ГАМК-рецепторов (оксибутират натрия, фенибут, пантогамма и др.). В отличие от собственно ГАМК они хорошо проникают через ГЭБ и создают в мозге необходимые концентрации, а в отличие от бензодиазепинов вызывают не «выборочное включение» ГАМК-рецепторов там, где это физиологически оправдано в данный момент, а повсеместную активацию их пропорционально дозе, подменяя естественный медиатор. Это дает разную градацию психоседативного эффекта от седации до наркоза; стресспротективный эффект проявляется на фоне седации и менее избирателен, чем при введении бензодиазепинов.

В экспериментах и клинике лучше других изучено противошоковое действие натрия оксибутирата. Оно проявляется отчетливо в меньших наркотических и близких к ним дозах. В этих дозах препарат оказывает и отчетливое антигипоксическое действие за счет формирования в клетках редоксипары вследствие частичного превращения оксибутирата в полуальдегид янтарной кислоты. Антигипоксические свойства оксибутирата вносят определенный вклад в противошоковый эффект. В целом же стресспротективное действие натрия оксибутирата не является столь избирательным, как у бензодиазепинов, а противошоковые и антигипоксические свойства коррелируют скорее с общеседативными и гипнотическими.

trusted-source[4], [5]

Внимание!

Для простоты восприятия информации, данная инструкция по применению препарата "Лекарства, защищающие от стресса" переведена и изложена в особой форме на основании официальной инструкции по медицинскому применению препарата. Перед применением ознакомьтесь с аннотацией, прилагающейся непосредственно к медицинскому препарату.

Описание предоставлено с ознакомительной целью и не является руководством к самолечению. Необходимость применения данного препарата, назначение схемы лечения, способов и дозы применения препарата определяется исключительно Лечащим врачом. Самолечение опасно для Вашего здоровья.

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.