Медицинский эксперт статьи
Новые публикации
Патопсихологические особенности и органические психические расстройства при болезни Паркинсона
Последняя редакция: 23.04.2024
Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Проанализированы особенности эмоционально-потребностной сферы, выраженность личностных особенностей, типы отношения к болезни у пациентов с болезнью Паркинсона и психическими расстройствами. Выявлены патопсихологические факторы формирования органического депрессивного расстройства (F06.36), органического тревожного расстройства (F06.4), органического эмоционально-лабильного расстройства (F06.6), описаны механизмы их патогенеза. Относительно деменции (F02.3) у больных болезнью Паркинсона единого патопсихологического механизма ее формирования не обнаружено, основная роль в ее патогенезе принадлежит органическому поражению головного мозга.
Ключевые слова: болезнь Паркинсона, органические психические расстройства, патопсихологические закономерности формирования.
Болезнь Паркинсона - одно из наиболее распространенных неврологических заболеваний людей пожилого возраста, которое встречается у 1–2 % в популяции лиц старше 65 лет. Неутешительная статистика последних лет свидетельствует об увеличении частоты данного заболевания в большинстве стран мира, в том числе и в Украине, что связывают с ростом средней продолжительности жизни, неблагоприятными экологическими факторами и усовершенствованием диагностики этой патологии.
Несмотря на то что диагноз болезнь Паркинсона базируется на обнаружении специфических двигательных проявлений, являющихся следствием недостаточности дофаминергической передачи в нигростриарной системе, психические нарушения оказываются столь же характерными для этого заболевания. Психические расстройства наблюдаются на всех стадиях болезни Паркинсона и зачастую предшествуют ее двигательным проявлениям. На поздних стадиях болезни Паркинсона психические расстройства начинают доминировать как факторы, влияющие на качество жизни пациента, и становятся более важными и инвалидизирующими, чем моторные нарушения, составляя непреодолимые трудности для самих больных и ухаживающих за ними. К наиболее часто встречающимся психопатологическим феноменам болезни Паркинсона относят депрессии, тревожные, галлюцинаторно-параноидные и когнитивные нарушения.
В ряде исследований отмечен мультифакторный генез нервно-психических расстройств, среди ведущих факторов их патогенеза при болезни Паркинсона рассматриваются дофаминергическая, норадренергическая и серотонинергическая дисфункция в лимбической системе мозга, кроме того, отмечено влияние на их формирование преморбидных психологических особенностей личности. Однако на сегодняшний день в актуальных исследованиях, посвященных проблеме паркинсонизма, не отражены психологические закономерности и механизмы патогенеза нервно-психических нарушений при болезни Паркинсона, что обусловливает необходимость их детального анализа.
Целью данного исследования было изучение патопсихологических закономерностей формирования органических психических расстройств при болезни Паркинсона.
Было обследовано 250 больных болезнью Паркинсона, из которых основную группу исследования составили 174 человека с органической психической патологией в клинической картине болезни Паркинсона (89 человек с органическим непсихотическим депрессивным расстройством (F06.36); 33 человека с органическим тревожным расстройством (F06.4); 52 человека с органическим эмоционально-лабильным (астеническим) расстройством (F06.6.); 28 человек с деменцией (F02.3)), контрольную группу - 76 больных болезнью Паркинсона без психических расстройств.
Использовались следующие методы: клиническая шкала тревоги (СAS); тест СМИЛ; цветовой тест Люшера; опросник Бехтеревского института для определения типа отношения к болезни.
Анализ представленности психической патологии у больных болезнью Паркинсона продемонстировал значительное преобладание в ее структуре психических расстройств органического генеза в 68,0 % случаев. Среди органической психической патологии наиболее часто отмечалось органическое непсихотическое депрессивное расстройство (F06.36) - в 29,9 % случаев; органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство (F06.6) - 17,5 %; органическое тревожное расстройство (F06.4) - 11,1 % и деменция (F02.3) - 9,5 %.
Анализ патопсихологических факторов и закономерностей формирования данных психических расстройств представлен ниже.
Код по МКБ-10
Органическое непсихотическое депрессивное расстройство (F06.36)
Согласно результатам исследования тревоги (по шкале СAS) у больных паркинсонизмом с органическим депрессивным расстройством (F06.36) диагностировался низкий уровень тревожности (6,5±1,3; p > 0,5).
Использование СМИЛ у больных болезнью Паркинсона и депрессивным расстройством (F06.36) показало повышение показателей по шкалам депрессии (79±6 Т-баллов); импульсивности (75±7 Т-баллов) и тревожности (72±5 Т-баллов). Подобные результаты отражали наличие внутреннего конфликта, связанного с противоречивым сочетанием высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой психофизической истощаемостью. Осознание психологических проблем и отказ от реализации своих намерений сопровождались снижением настроения.
Усредненный профиль СМИЛ свидетельствовал о наличии компенсаторной депрессивной реакции, развивающейся на фоне выраженного конфликта противоречивых мотивационно-поведенческих тенденций у больных с дистимическими, тревожными и возбудимыми особенностями реагирования на неблагоприятные факторы.
По результатам теста Люшера у больных паркинсонизмом с F06.36 было выявлено преобладание зеленого и коричневого (+2+6) цветов на первой и второй позициях (в 79,8 % и в 75,3 %) и желтого и красного (–4–3) - на седьмой и восьмой позициях ряда (в 84,3 % и в 80,9 %), p < 0,05. Полученные результаты констатировали фрустрацию потребности в самореализации и признании, которая приводила к пассивно-оборонительной позиции и дистрессу, проявляющемуся в виде раздражительности, тревожной неуверенности, усталости и депрессии.
Среди преобладающих типов отношения к болезни у больных паркинсонизмом с депрессией (F06.36) были диагностированы меланхолический (77,5 %) и неврастенический (60,7 %) (при p < 0,01). Эти типы характеризовались сниженным настроением с депрессивными высказываниями; неверием в улучшение состояния своего здоровья, в успех лечения; вспышками раздражения, завершающимися раскаянием и слезами; нетерпеливым отношением к медперсоналу и процедурам.
Таким образом, основными патопсихологическими особенностями формирования органического непсихотического депрессивного расстройства выступали: фрустрация потребностей в самореализации и признании; сочетание дистимических, тревожных и возбудимых особенностей реагирования на неблагоприятные факторы; формирование компенсаторной депрессивной реакции на фоне выраженного конфликта противоречивых мотивационно-поведенческих тенденций.
Пусковым фактором развития депрессии (F06.36) выступал факт наличия болезни Паркинсона и ее физических последствий, которые привели к фрустрации высокого уровня притязаний, потребности в самореализации и признании. Упорство в отстаивании фрустрированных позиций в сочетании с внутренними разноплановыми мотивационно-поведенческими тенденциями (достижение успеха - избегание неуспеха, активность и решительность - блокировка активности, стремление к доминированию - неуверенность в себе) вызывали компенсаторную депрессивную реакцию, характерную для личностей с дистимическими, тревожными и возбудимыми особенностями реагирования на неблагоприятные факторы.
Органическое эмоционально- лабильное (астеническое) расстройство личности (F06.6)
У больных паркинсонизмом с органическим расстройством (F06.6) диагностировался низкий уровень тревожности (5,2±2,8) по результатам шкалы САS.
В личностном профиле (СМИЛ) у больных с расстройством F06.6 наблюдалось повышение показателей по шкалам депрессивности (72±6 Т-баллов); тревожности (70±7 Т-баллов) и невротического сверхконтроля (68±7 Т-баллов), что свидетельствовало о выраженной гипостенической форме эмоционального и поведенческого реагирования на неблагоприятные факторы.
По результатам теста М. Люшера у больных паркинсонизмом с F06.6 наблюдалось смещение серого и темно-синего (+0+1) цветов на первые позиции ряда (в 82,7 % и в 78,8 %) и красного и коричневого (–3–6) - на последние позиции ряда (в 86,5 % и в 82,7 %) (p < 0,05), что отражало фрустрацию физиологических потребностей, ущемляющую чувство независимости и вызывающую усталость, ощущение бессилия, потребность в покое и ограничительное поведение.
Среди преобладающих типов отношения к болезни у больных паркинсонизмом с F06.6 отмечались неврастенический (61,5 %) и апатический (48,1 %) типы отношения к болезни Паркинсона (p < 0,01), которые характеризовались вспышками раздражения; выраженной психофизической истощаемостью; безразличием к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения; пассивным подчинением процедурам и лечению; утратой интереса ко всему, что ранее волновало.
Следовательно, среди основных патопсихологических особенностей формирования расстройства F06.6 у больных паркинсонизмом были выделены фрустрация физиологических потребностей, чрезмерно ограничивающих независимость больного; сочетание приобретенных дистимических и психастенических личностных особенностей, ведущих к гипостенической (психастенической) форме эмоционального и поведенческого реагирования больных на неблагоприятные факторы.
Пусковым фактором развития органического эмоционально-лабильного расстройства (F06.6) выступал факт наличия рецидивирующей болезни Паркинсона, что вызывало фрустрацию физиологических потребностей в полноценной физической и психической деятельности через ограничение независимости. Эта фрустрация на фоне приобретенных вследствие органического поражения головного мозга, дистимических и психастенических личностных особенностей вела к формированию компенсаторной гипостенической формы эмоционального и поведенческого реагирования.
Органическое тревожное расстройство личности (F06.4)
По результатам шкалы СAS у больных паркинсонизмом с тревожным расстройством (F06.4) диагностировалась тревожность высокой степени (20,2±1,1). Наиболее выраженными составляющими тревоги были психическое напряжение (78,8 %), мышечное напряжение (72,7 %), беспокойство (69,7 %) и опасения (63,6 %) (p < 0,05).
По профилю СМИЛ у больных болезнью Паркинсона и тревожным расстройством (F06.4) отмечалось повышение показателей по шкалам тревожности (78±8 Т-баллов) и интроверсии (72±6 Т-баллов), что отражало ослабление социальных контактов, отгороженность и отчужденность, инертность психических функций, ригидность установок, бегство от проблем в одиночество. Усредненный профиль СМИЛ свидетельствовал о выраженной социальной дезадаптации и ведущей тревожной форме реагирования больных на неблагоприятные факторы.
По результатам теста Люшера у пациентов с болезнью Паркинсона и F06.4 наблюдалось преобладание темно-синего и коричневого (+1+6) цветов на первой и второй позициях ряда (в 72,7 % и в 63,6 %) и желтого и красного (–4–3) - на седьмой и восьмой позициях (в 78,8 % и в 66,7 %) (p < 0,05), что отражало фрустрацию потребности в самореализации, пассивность позиции, зависимость, тревожность, беспокойство, неуверенность, мнительность и опасения за свое здоровье, страх перед будущим, ощущение недостатка эмоционального тепла со стороны окружающих, потребность в их защите и помощи.
Среди типов отношения к болезни Паркинсона у данных больных преимущественно диагностировались тревожный (81,8 %) и ипохондрический (42,4 %, p < 0,01), которые проявлялись тревожностью, беспокойством и мнительностью в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности лечения; поиском новых способов лечения, дополнительной информации о болезни Паркинсона, вероятных осложнениях, методах лечения; сосредоточением на субъективных болезненных ощущениях; преувеличением действительных и несуществующих проявлений болезни Паркинсона; требованиями более тщательного обследования.
В целом, основными патопсихологическими факторами формирования тревожного расстройства (F06.4) у больных паркинсонизмом выступали фрустрация потребности в самореализации и признании, разочарование и страх перед будущим; пассивность позиции, зависимость, чувство недостатка эмоционального тепла со стороны окружающих, потребность в их защите и помощи; тревожные личностные особенности, ведущие к тревожной форме эмоционального и поведенческого реагирования больных на неблагоприятные факторы и развитию социальной дезадаптации.
Пусковым фактором развития тревожного расстройства (F06.4) служил факт наличия болезни Паркинсона, что вызывало фрустрацию потребности в самореализации и признании вследствие комплекса неполноценности, сформированного за счет проявлений болезни Паркинсона. Эта фрустрация на фоне конституциональных тревожных личностных особенностей способствовала компенсаторным тревожным формам поведения, выражающимся в пассивности, зависимости, тревожности, неуверенности, мнительности, чувстве недостатка эмоционального тепла со стороны окружающих, потребности в их защите и помощи.
Деменция (F02.3) при болезни Паркинсона
Согласно результатам исследования тревоги по шкале СAS у больных паркинсонизмом с деменцией (F02.3) диагностировался низкий уровень тревожности (5,5±1,1; p > 0,5). При использовании теста СМИЛ у больных с деменцией (F02.3) были получены недостоверные результаты, в силу своего интеллектуального дефекта больные из этой группы не могли справиться с опросником, а полученные результаты не поддавались интерпретации. По тесту Люшера у больных паркинсонизмом с деменцией (F02.3) статистически достоверных закономерностей распределения цветов на первой-второй и седьмой-восьмой позициях выявлено не было. Среди типов отношения к болезни у больных этой группы преобладали апатический (57,1 %), анозогнозический (35,7 %) и эйфорический (32,1 %), p < 0,01, которые характеризовались полным безразличием к своей судьбе, исходу болезни, результатам лечения; пассивным подчинением процедурам и лечению; утратой интереса ко всему, что ранее волновало; пренебрежением и легкомысленным отношением к болезни и лечению; отрицанием проявлений болезни, приписыванием их другим несерьезным заболеваниям; отказом от обследования и лечения.
Полученные в ходе исследования результаты не позволяют выделить единого патопсихологического механизма формирования деменции (F02.3) при болезни Паркинсона. Основная роль в этом процессе принадлежит органическому поражению головного мозга, а патопсихологические механизмы, участвующие в формировании отдельных клинических психопатологических проявлений, являются производными когнитивных расстройств и расстройств мышления при этой форме деменции.
Таким образом, проведенное исследование органических психических расстройств у больных паркинсонизмом позволяет выделить общие патопсихологические закономерности формирования органических психических расстройств при болезни Паркинсона: основным поводом формирования органических психических расстройств является факт наличия тяжелой болезни Паркинсона и ее последствий. Болезнь Паркинсона запускает органический (F06.6) или сочетанный (F06.36, F06.4) механизмы формирования психической патологии, либо психическая патология является патогенетическим немоторным проявлением собственно болезни Паркинсона (F02.3).
Основная причина формирования органических психических расстройств у больных паркинсонизмом - фрустрация высокого уровня притязаний, потребности в самореализации и признании (для больных с F06.36 и F06.4), физиологических потребностей в полноценной физической и психической деятельности (для больных с F06.6). Основным механизмом формирования органических психических расстройств у больных паркинсонизмом является механизм конституционально обусловленного или приобретенного когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на фрустрацию основных потребностей: депрессивная реакция как компенсаторная реакция на выраженный конфликт противоречивых мотивационно-поведенческих тенденций (для F06.36); гипостеническая форма эмоционального и поведенческого реагирования вследствие приобретенных дистимических и психастенических личностных особенностей органического генеза (для F06.6); тревожная форма эмоционального и поведенческого реагирования конституционально-органического генеза (для F06.4).
Полученные в ходе исследования результаты представляется необходимым использовать при разработке программ профилактики и дифференцированной терапии больных болезнью Паркинсона, осложненной органической психической патологией.
канд. мед. наук Д. Ю. Сайко. Патопсихологические особенности и органические психические расстройства при болезни Паркинсона // Международный медицинский журнал - 2012 - №3 - с. 5-9
К кому обратиться?