^

Здоровье

A
A
A

Эндокринная система у детей

 
, медицинский редактор
Последняя редакция: 23.04.2024
 
Fact-checked
х

Весь контент Web2Health проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

 

Эндокринная система у детей имеет очень сложную многоуровневую структуру и многоконтурное регулирование с возможностями как внешнего управления через механизмы адаптации к средовым факторам, так и внутреннего гомеостазирования через цепи отрицательной обратной связи. Последние чаще строятся на регуляции образования или выброса гормона в связи со снижением его содержания в крови или, напротив, роста продукции гормона при его усиленном потреблении и снижении концентраций. Однако существуют и механизмы, изменяющие пороги этой реакции через изменение чувствительности рецепторов к циркулирующим гормонам. Классическим примером является запуск событий полового созревания при снижении чувствительности рецепторов к половым стероидам.

Молекулы, изменяющие уровень функциональной активности или направленность активности каких-то групп клеток или ткани, в физиологии представлены очень широко. Часть таких молекул производят сами регулируемые клетки или ткани (аутокринная регуляция), некоторые из них продуцируются в близко расположенных и нередко родственных по структуре и функции клетках и тканях (паракринная регуляция). Вместе с тем в эволюции возникли и высокоспециализированные органы регуляции, формирующие сигнальные молекулы, распространяющиеся гуморально и влияющие на всю совокупность каких-то специализированных клеток или тканей, независимо от их близкой или отдаленной локализации к клеткам-продуцентам гормонов. Это и принято называть эндокринной регуляцией, а клетки, формирующие такие молекулы, и органы, объединяющие такие клетки, относят к эндокринным железам.

Эндокринные механизмы регуляции физиологических функций можно условно разделить на несколько уровней. Наивысшим представляется нейрогенный или гипоталамический уровень и, может быть, уровни еще более высокого порядка, такие как таламический, уровень ретикулярной формации или ринэнцефальные образования в целом, лимбико-ретикулярный комплекс и новая кора, обеспечивающие интегративные функции головного мозга. Стимулом для этих уровней и образований являются информационные сигналы или воздействия, исходящие из внешней или внутренней среды организма. Ответной реакцией этого уровня регуляции является включение или невключение тех или иных вегетативных структур и аппаратов, а также групп или отдельных желез внутренней секреции. Все это вместе принято относить к надсегментарным уровням регуляции, в которых еще не существует деления на симпатическую и парасимпатическую, вегетативную и эндокринную составляющие. Признано деление надсегментарных систем, структур и уровней регуляции на «эрготропные» и «трофотропные». Каждый из этих уровней или установок регуляции принципиально и комплексно, т. е. именно интегративно, изменяет всю ориентацию и структуру процессов жизнедеятельности. Именно здесь, на уровне ринэнцефальных структур, происходят «принятие решений» и «установка способа жизни», оптимальных для ребенка в настоящее время. Следуя терминологии А. М. Вейна, идет выбор между «эрготропной» и «трофотропной» формами поведения. Безмерно упрощая смысл сложнейших биологических регуляций, можно говорить о двух «способах жизни», составляющих альтернативу.

Эрготропные и трофотропные формы поведения (по А. М. Вейну, с изменениями)

Показатели

Эрготропное поведение

Трофотропное поведение

Поведение собственно

Адаптация к изменяющейся среде, страх разлучения, неизвестности и ожидания, нарушения сна, готовность и мобилизация на бегство или нападение

Покой и комфорт, релаксация, принятие среды. Реализация процессов роста и развития, познавательной активности, обучаемости, памяти, поддержка сна

Ведущая вегетативная система

Симпатическая

Парасимпатическая

Реакции
лимбико-ретикулярного
комплекса

Психическая активация. Эндокринная активация: соматостатин, АКТГ, антидиуретический гормон, кортизол, катехоламины. Десинхронизация ЭЭГ, повышение мышечного тонуса

Психическая релаксация. Эндокринная активация: СТГ, ИПФР, окситоцин, ростовые пептиды, гастрин, холецистокинин

В случае относительно благоприятного средового окружения и психоэмоционального состояния, при отсутствии внешних и внутренних стрессирую- щих воздействий, центральные механизмы регуляции устанавливаются на «трофотропную» активность - на анаболизм, интенсивный рост и тканевую дифференцировку, на активацию памяти и механизмов обучаемости, на любознательность и исследовательское поведение. Этот комплекс запускается через включение нейроэндокринных цепей, ассоциированных с гормоном роста, другими ростовыми факторами, релаксационными пептидами и холецистокинином. Это и есть доминирующая совокупность свойств нормальной жизни и нормального развития ребенка любого возраста при ведущей роли парасимпатической активации.

Переключение установки должно быть осуществлено в кратчайшие сроки при изменении ситуации, при возникновении стрессорного стимула, острого дискомфорта или восприятии угрозы. Это будет уже включение комплексных аварийных систем выживания с доминированием компонентов «эрготропной» системы с ведущим участием симпатической активации, АКТГ, катехоламинов и кортикостероидов. Задачи развития здесь отступают на задний план или снимаются вообще, катаболизм доминирует над анаболическими процессами. Недостаточность реакций переключения, запаздывание с переключением в случае реальности угрозы для жизни ребенка может создавать или многократно увеличивать риск потери жизни, даже для детей практически здоровых и благополучных во всех отношениях. Опытные педиатры знают, что при некоторых острых инфекциях риск летального исхода, главным образом скоропостижной смерти, особенно велик у ранее самых здоровых, хорошо развитых детей раннего возраста. Инфекция, заставшая такого ребенка внезапно, может не встретиться здесь с мощной системой глюкокортикоидной защиты и быстро реализуется гемодинамическими расстройствами, шоком и отеком-набуханием головного мозга. Эту неспособность к быстрому включению защитных стрессорных механизмов у детей при инфекциях и ее связь с феноменом «mors thymica» описала выдающийся российский детский патоморфолог Т. Е. Ивановская. Все сказанное имеет непосредственное отношение как к врачебной тактике интенсивного лечения детей с катастрофическим течением острых инфекций, так и к практике формирования детского здоровья. В педиатрической практике существует и другая форма неадекватного проявления эрготропной реакции при острых инфекциях - это гиперсекреция антидиуретического гормона, или синдром неадекватного выделения вазопрессина. При этом отмечаются проявления болезни Пархона - прекращение мочеотделения, нарастающий отечный синдром при полном отсутствии жажды. Отеки могут распространяться и на дыхательные пути, пораженные вирусным воспалением. Отсюда своеобразный бронхообструктивный синдром.

Очевидно, что в системе воспитания здорового ребенка должна найти место и какая-то методика тренинга для ринэнцефалического переключателя способа Жизни. Необходимы как противострессорное, так и прострессорное воспитание и тренировка.

Большая часть гуморальных факторов, продуцируемых на уровне гипоталамуса, носят названия «освобождающих» или «выпускающих» факторов, их обозначают термином «либерины». Наиболее исследованы следующие гормоны гипоталамуса:

  • соматостатин;
  • соматолиберин;
  • кортиколиберин;
  • пролактостатин;
  • гонадолиберин;
  • тиреолиберин.

trusted-source[1], [2]

Сообщите нам об ошибке в этом тексте:
Просто нажмите кнопку "Отправить отчет" для отправки нам уведомления. Так же Вы можете добавить комментарий.